Зеленая экономика — идея не новая, но и назвать ее дико популярной тоже нельзя. А ведь, возможно, это наше будущее и будущее наших детей. Несмотря на то, что от самого названия веет чем-то совсем не экономическим: мелодиями Боба Марли, Вудстоком и великой фразой Гершона Легмана «Make Love, nor War», тема эта вполне серьезная, я бы даже сказала, жизненно важная. Об экологии, экономике и перспективных портфелях «green energy» — в этой статье.
Нам, людям достаточно циничным, порой трудно поверить, что кого-то волнует в бизнесе что-то кроме наживы. И что существует люди, и компании, и даже целые страны, отказывающиеся от части прибыли для того, чтобы нашим потомкам было чем дышать и питаться.
Но к счастью, есть те, кто понимает, что мы оставили не слишком много вариантов развития событий на планете Земля. За пару веков технологического прогресса человек так умудрился нагадить там, где живет, что будущее человечества стало выглядеть весьма зыбко.
Зеленая экономика — это, прежде всего, экономика социально ответственная, экологичная, не разрушающая мир вокруг себя. Природа и человек рассматриваются зеленой экономикой как неразрывные и взаимосвязанные понятия. Единого определения термина «зеленая экономика» не существует. Это скорее свод правил и принципов.
Человек, как бы ему этого не хотелось, не научился пока существовать в отрыве от природы, он все еще ее часть (беспокойная и проблемная, но все же часть). Именно поэтому, человечеству рано или поздно придется повзрослеть и задуматься о последствиях своих деяний.
Какие задачи ставит перед собой зеленая экономика?
Самая основная, конечно, связана с изменением взгляда людей на производство и потребление энергии. Использование в течение многих лет ископаемого топлива привело экологию нашей планеты на грань катастрофы. И сейчас уже не так важны споры, есть перспективы у возобновляемой энергетики или нет, потому что вариантов совсем не осталось. И, судя по всему, человечеству придется приспосабливаться жить с тем, что есть сейчас: солнце, ветер, атом, гидроэнергетика и т. п.
Следующая задача зеленой экономики — продовольственная безопасность. Человечеству становиться все труднее прокормить себя, и на смену безопасных натуральных продуктов приходят суррогаты, призванные насытить население Земли, растущее стремительными темпами. Пока это худо-бедно удается, но какой ценой?
Поверьте, я сейчас не призываю всех бросить все и отправиться в глушь, заниматься собирательством, охотой и жечь лучину по ночам. Пока у нас еще есть выбор. Но в суете сует как бы не пропустить тот момент, когда выбора уже не будет.
Следующая потребность человечества — избавление от чрезмерной технологической зависимости. В чем это выражается? Мир становиться все сложнее, новые технологии — повсеместно. Безусловно, они призваны, в первую очередь, сделать нашу жизнь проще, приятнее и функциональнее. Но не становимся ли мы заложниками технологий до такой степени, что проблемы с ними смогут привести нас к техногенным катастрофам с ужасающими последствиями?
Все это звучит несколько высокопарно и оторвано от реальности, но если суммировать и «перевести» все сказанное на общечеловеческий язык, то зеленая экономика ставит перед человеком следующие задачи:
— сокращать использование источников энергии, загрязняющих атмосферу;
— потреблять бережливо (и это относиться ко всему, начиная от воды и заканчивая одеждой и продуктами питания);
— научиться избавляться от мусора, который мы оставляем повсеместно;
— попытаться избежать тотальной зависимости от изобретенных технологий.
Это выглядит как противостояние прогрессу, но это не совсем так. Мир движется в направлении, когда программы воспроизводят и контролируют сами себя, оставляя человеку незавидную участь стороннего наблюдателя, который ни на что не влияет.
С учетом всего вышесказанного, можно сформулировать три основных правила зеленой экономики:
— невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
— невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
— всё на поверхности Земли является взаимосвязанным.
Все-таки мелодии Боба Марли периодически пробиваются сквозь рассуждения о зеленой экономике.
Об основных направлениях развития зеленой экономики немного подробнее:
1. Повсеместное внедрение возобновляемых источников энергии.
Нефть, газ, уголь — полезные ископаемые, которые конечны. Рано или поздно запасы истощатся. Но на сегодняшний день вопрос даже не в этом, возможно, те, кто утверждают, что ископаемого топлива хватит нам еще надолго, и правы. Но встает вопрос, а выдержит ли наша планета? Не уничтожит ли человек ее раньше, чем подойдут к концу ископаемые энергоресурсы?
2. Вторым направлением можно было бы выделить повышение энергоэффективности.
Нам нужно научиться не только производить энергию без вреда для планеты (а значит и для себя), но и разумно и эффективно ее использовать. Сегодня 40% мировых инноваций приходится на зеленую экономику, а 50% из них на энергосбережение и энергоэффективность. Ведь энергетика ответственна за 50% выбросов загрязняющих веществ и 70% эмиссии парниковых газов.
3. Вот мы и добрались до еды.
Очень важно не только накормить народонаселение Земли, но и не уничтожить при этом почву и растительность. Необходимо отказаться от использования вредоносных удобрений, научиться управлять плодородием почв без разрушительного воздействия на них, повысить эффективность использования как земельных, так и водных ресурсов. Звучит достаточно утопически, но если поразмыслить над альтернативными вариантами — есть мясо, выращенное в пробирке, то понимаешь, что попытаться стоит.
4. Четвертое направление, на мой взгляд, не менее важное, чем первые три — создание эффективной системы управления отходами.
Если учесть, что человечество производит 1,3 млрд. тонн в год только бытовых отходов, то жить на Земле, если не решать эту проблему, совсем скоро станет неуютно. Тут решений ждут два вопроса:
— Как переработать то, что переработать можно?
— Куда девать то, что переработать нельзя?
Думаю, что люди, которые смогут придумать, что делать с отходами, будут могущественнее и богаче Билла Гейтса.
5. Задача пять — это рациональное использование всех прочих ресурсов помимо углеводородов.
Сюда входят и вода, и земля, и воздух, и леса — все то, что человек методично и планомерно приводит в негодность, уверенно пиля сук, на котором сидит. Вот такая красивая картинка вырисовывается. Вместо чистогана и наживы «возьмемся за руки, друзья», и спасем планету.
Теперь становится понятно, почему у этой экономики столько последователей. Красивые идеи, даже если они немного утопические, всегда найдут своих почитателей и последователей. А зеленая экономика давно уже не утопия.
Историческая антиутопия
Еще в конце 1980-х — начале 90-х годов в рамках структур ООН родились новые концептуальные подходы к развитию общества и экономики. Важным недостатком современных экономических теорий была названа абсолютизация экономического роста в ущерб решению социальных и экологических проблем.
На состоявшейся в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро крупнейшей в 21 веке Конференции ООН по устойчивому развитию отмечалось, что основой перехода к устойчивому развитию является формирование зеленой экономики. По определению, данному в докладах Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), зеленая экономика определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, при этом существенно снижает риски для окружающей среды и перспективы ее деградации. Важные черты такой экономики — эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, уменьшение загрязнения, низкие углеродные выбросы, рост доходов и занятости.
Разумеется, чтобы зеленая экономика стала реальностью, государства должны всячески стимулировать переход компаний от старой модели экономики к новой. И регулировать нужно в первую очередь сферу добычи и использования ресурсов. С помощью экономических и правовых инструментов (налоги, тарифные политики, штрафы и др.) необходимо заставить компании эффективнее использовать ресурсы, компенсировать нанесенный природе экологический ущерб.
Зеленая экономика еще очень долго будет нуждаться в поддержке. К сожалению, для большинства компаний социальная ответственность отходит на десятый план, когда речь заходит о прибыли.
Я думаю, что мы еще напишем и о зеленой экономике, и о зеленом финансировании. А сейчас перейдем от теории к практике.
Наша действительность
Зеленая экономика — уже реальность. А значит, появились и люди, желающие вкладывать деньги в это направление экономики. Кто-то рассчитывает на финансирование таких проектов со стороны государств и крупных корпораций, кто-то на совершенствование технологий, удешевление услуг и продукции и взрывного распространения и роста таких компаний, а некоторые искренне верят, что именно такой должна быть экономика, и за ней будущее.
Чем бы ни руководствовались инвесторы, они хотят получить отдачу на вложенные средства. На Западе очень популярно составление всевозможных рейтингов и модельных портфелей, включающих только акции компании зеленой экономики. Конечно, на сегодняшний день это в основном компании, тем или иным образом связанные с возобновляемыми источниками энергии. Уж очень тема волнующая!
Вот и я расскажу в этой статье об одном из понравившихся мне портфелей «green energy».
Портфель «green energy»
Как к любой рекомендации, связанной с инвестированием, советую относиться к ней с определенной долей скепсиса и настороженности. Но, надеюсь, это немного поможет вам сориентироваться в «модных трендах» на «зеленые акции».
Tom Konrad на протяжении последних девяти лет составляет модельный портфель из 10 акция компаний, имеющих отношение к «чистой» энергетике.
Вот так выглядит его портфель в этом году:
А теперь — подробнее о компаниях, которые вошли в модельный портфель.
Для начала нужно немного пояснить терминологию. Так называемые YieldCos — это компании, владеющие активами, связанными с «чистой энергетикой» или финансирующие операционную деятельность таких энергетических компаний. Они часто практикуют выплату дивидендов держателям акций. Активами таких компаний могут быть солнечные и ветряные электростанции, предприятия по изготовлению биотоплива и пр.
Pattern Energy Group (NASD: PEGI)
Цена: 21,99$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $1,64 — $1,67. Ожидаемая цена на конец года: $30
Эта компания — владелец большинства проектов, связанных с энергией ветра в Северной Америке.
8point3 Energy Partners ( NASD: CAFD)
Цена: 13,26$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $1 — $1,05. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $20.
Это компания YieldCo занимается только солнечной энергетикой. Она начинала свою деятельность с такими гигантами этого рынка, как First Solar (FSLR) и SunPower (SPWR). Среди YieldCo «солнечной стороны» компания 8point3 имеет относительно небольшую задолженность, и это дает ей определенную гибкость даже при сравнительно небольших денежных поступлениях.
Hannon Armstrong Sustainable Infrastructure (NYSE: HASI)
Цена: 21,68$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $1,34 — $1,36. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $30.
Компания занимается недвижимостью, владеет инвестиционным банком. Hannon инвестирует в проекты, связанные с повышением энергоэффективности, а также в инфраструктуры, связанные с производством и передачей электроэнергии.
NRG Yield, A shares (NYSE: NYLD/A)
Цена: 16,88$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $1 — $1,1. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $25.
Интересно, что термин «YieldCo» был применен впервые именно к NRG Yield.
Материнская компания, NRG, участвует в проектах как связанных с традиционной энергетикой, так и с возобновляемыми источниками энергии. Но предпочтение отдается масштабным проектам, связанным с «чистой энергетикой», которые передаются NRG Yield.
Компания имеет неплохие показатели price/book и EV/EBIDTA и, кроме того, наблюдаются значительные покупки со стороны инсайдеров.
Atlantica Yield, PLC (NASD:ABY)
Цена: 19,86$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $0,65 — $1,45. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $30.
Компания называлась Abengoa Yield до банкротства своего основного спонсора — Abengoa, SA. В течение последнего года Atlantica достигла большого прогресса в дистацировании от своего обанкротившегося партнера и сейчас самостоятельно продолжает заниматься финансированием технологий, связанных с возобновляемыми источниками энергии.
NextEra Energy Partners (NYSE: NEP)
Цена: 33,6$. Ожидаемы дивиденды в 2017 году: $1,38 — $1,5. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $40.
Эта организация — яркий пример того, что инвесторы готовы «доплачивать» за акции компаний с сильными спонсорами. И надо отметить, что в отличие от многих других компаний, финансирующих деятельность YieldCo, материнская компания NextEra Energy Partners — NextEra (NEE) прочно стоит на ногах.
Covanta Holding Corp (NYSE: CVA)
Цена: 14,2$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $1,0 — $1,06. Ожидаемая цена на конец 2017 года — $30.
Компания занимает лидирующие позиции в США по строительству и эксплуатации установок по переработке отходов. Эти предприятия, сжигая мусор, используют полученное тепло для производства электроэнергии.
Seaspan Corporation, Series G Preffered (NYSE: SSW-PRG)
Цена: 19,94$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $2,05. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $27.
Данная корпорация — один из крупнейших владельцев чартерных судов — контейнеровозов. Ее суда новее, имеют большую емкость и существенно эффективнее, чем в среднем в мире.
Мировой спад сильно влияет на контейнерные перевозки, приводя к снижению арендной стоимости судов. Seaspan имеет большое количество долгосрочных контрактов, которые в некоторой степени смягчают это падение цен. Кроме этого, за счет более высокой эффективности, компания может выиграть при начале экономического роста.
MiX Telematics Limited (NASD: MIXT)
Цена: 5,91$. Ожидаемые дивиденды в 2017 году: $0,14 — $0,16. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $15.
Компания обеспечивает эффективное управление транспортными парками для клиентов в 112 странах. Клиенты выигрывают от повышения эффективности и безопасности своих автопарков. Основные клиенты компании — крупные международные корпорации, многие из которых принадлежат к нефтегазовой отрасли. Другая часть клиентов — крупные транспортные и логистические предприятия. Так что компания финансово не сильно зависит от цен на сырье, хотя специфика ее деятельности предполагает влияние цен на нефть на экономические показатели.
Aspen Aerogels (NYSE: ASPN)
Цена: 4,40$. Дивидендов в 2017 году не ожидается. Ожидаемая цена на конец 2017 года: $10.
Компания производит один из самых современных изоляционных материалов. Крупнейшие рынки сбыта находятся в наиболее востребованных отраслях.
Если вас заинтересуют эти бумаги, то более подробно их можно изучить, используя сайт www.greentechmedia.com.
Наверно, стоит призадуматься, возможно, разум возобладает над жаждой наживы и само разрушительными инстинктами человечества, и зеленая экономика станет доминирующей моделью экономики повсеместно. Трудно, конечно, поверить, но маленькая вероятность – это уже шанс.
Так что давайте присматриваться к акциям новой экономики, ведь «чем черт не шутит».
Кутняк Екатерина
712 всего, 4 за сутки
Comments are closed