Я – Легенда
Этот человек 86 лет своей жизни посвятил инвестированию средств и до последнего дня три раза в неделю приезжал в офис, чтобы лично оценить, как обстоят дела в его компании. Говорят, за несколько часов до своей смерти на 109 году жизни великий инвестор слушал сводку The Economist о Владимире Путине, которую читал ему внук. Он не просто был отличный, успешный финансист, переживший все трагедии и обрушения рынка 20 века. Это — легенда Уолл-Стрит. И его история стоит того, чтобы быть написанной.
Имя Ирвинга Кана известно каждому образованному американцу. Одни хорошо знают его как живой пример трудолюбия и следующего за ним долголетия. Другие удивляются его способности переживать любые финансовые потрясения, третьи просто вложились в его непотопляемый инвестиционный фонд Kahn Brothers Group, Inc..
Для финансового мира Ирвинг Кан – один из основателей Нью-Йоркского общества аналитиков, один из первых, кто успешно выдержал экзамен CFA, человек, создавший свое состояние на спекуляции недооцененными акциями, ученик Бенджамина Грэма и коллега Уоррена Баффета. Да-да, старая школа.
Для политического мира Ирвинг Кан – человек, напрямую сотрудничающий с Россией, участвующий в открытии самых крупных магазинов Советского Союза, президент Нью-Йоркского центра трудоустройства и карьеры, наконец, филантроп, оказывающий покровительство еврейскому фонду образования женщин.
Кан родился 19 декабря 1905 года, а умер 24 февраля 2015! Он прожил 109 лет и из них 86 лет жил миром финансов. В 23 года он успешно окончил City College of New York, после чего трудоустроился в Columbia Business School. И фортуна в тот момент впервые пришла в его жизнь, да там и поселилась. Он не просто нашел работу, он стал учебным ассистентом и учеником экономиста Бенджамина Грэма, того самого, что вырастил самых известных финансистов Америки – будущий председателя Berkshire Hathaway Уоррена Баффета, стратегических инвесторов Уильяма Дж. Руэйна, Уолтера Дж. Шлосса и Чарльза Брандеса.
Грэхем не просто обучил их азам, он помог им начать думать как финансисты, понять, как работают деньги, определиться с собственным методом зарабатывать миллионы. К слову сказать, влияние Грэма на жизнь Кана было настолько сильным, что в будущем он назвал в его честь одного из своих сыновей, как, впрочем, и Баффет!
Итак, юный Ирвинг оказался на Wall Street, где начал заниматься профессиональным инвестированием. Фактически, это сразу определило его особый статус – в начале 20 века спекуляции на бирже были делом избранных, торговля акциями на NYSE выводила человека в элиту страны.
Во время биржевого краха 1929 года Ирвинг сумел заработать свои первые и весьма немалые деньги. Когда активные спекуляции привели к сильному росту цен, Кан решил делать деньги, используя короткие продажи. В июне злополучного 29 года он продал «в короткую» 50 акций медной горнодобывающей компании Magma Copper (сегодня это одна из частей концерна BHP Billiton). Молодой игрок оставил залог брокеру 300 долларов (примерно 4 000 долларов, если пересчитать на современный курс), что позволило ему взять бумаги взаймы и тут же их продать. Четыре месяца спустя рынок рухнул, и Кан сумел выкупить акции по минимальной цене. Дальше все просто – он вернул акции брокеру, оставшись в плюсе на 1 тысячу долларов.
Отвечая на вопросы коллег о своем неожиданном успехе, Ирвинг признавался, что благодаря постоянной аналитике, проводить которую его заставлял Грэхем, он понял, что ажиотаж на рынке не имеет под собой никаких оснований, а значит, это просто мыльный пузырь, который однажды обязан лопнуть. Он также отмечал, что кризис 29 года во многом был обусловлен слишком большими рисками спекулянтов, которые занимали деньги под свои инвестиции, а также полным отсутствием правовой защиты – в то время не существовало даже закона о ценных бумагах! Определившись с причинами кризиса, сам инвестор решил сменить тактику.
Начав заниматься игрой на бирже, Кан со всей серьезностью подошел к выбору компаний для инвестирования и остановил свой выбор на крупных учреждениях, которые, по его мнению, были сильно недооценены фондовыми рынками. Под руководством своего учителя Грэма, Ирвинг учился правильно читать финансовые отчеты. Его целью было найти такие акции, которые при фактической стоимости в один доллар было возможно приобрести за 50 центов. Если же интересные финансисту компании и корпорации стоили слишком «дорого», он просто ждал, когда наступят другие времена. «Вдумчивый инвестор всегда должен выбирать компании, имеющие «запас прочности», а периоды спекулятивного рынка надо просто переждать», — говорил своему ученику Грэхем. Это был первый шаг. Вторым Ирвинг навсегда отказался от кредитного плеча – главной причины краха Уолл Стрит в 29 году.
В 1937 году Ирвинг участвовал в основании Нью-Йоркской ассоциации аналитиков ценных бумаг (NYSSA). Спустя годы она стала крупнейшей в мире, объединив девять тысяч рыночных экспертов. А в 63-м Кан одним из первых выдержал испытание на сертифицированного финансового аналитика (CFA). Впоследствии именно эти сертификаты стали самыми авторитетными международными бланками признания финансового таланта из обладателей.
Долгое время Ирвинг Кан продолжал работать на бирже. Параллельно этот удачливый человек влюбился, женился и родил троих сыновей. Вся его деятельность и в Великую Депрессию, и во Вторую мировую войну, и в Холодную войну неизменно приносила ему прибыль.
Собственную компанию — Kahn Brothers Group, Inc. — частный инвестиционный консалтинг и фирму брокера-дилера – легенда Уолл Стрит организовал только в возрасте 73-х лет! В 1978 году он вместе с двумя своими сыновьями Томасом и Аланом основал корпорацию, основным принципом которой было стоимостное инвестирование. Данная организация занималась поиском недооцененных бумаг, рыночная стоимость которых была ниже фундаментальной, скупала их и ждала обоснованного роста цены. После чего либо продавала, либо получала дивиденды. Эта простая тактика, основанная на анализе финансовых отчетов, позволила фонду успешно существовать не одно десятилетие. Сегодня, к примеру, Brothers Group, Inc. Через филиалы и аффилированные инвестиционные компании управляет активами на сумму немногим меньшую, чем 1 миллиард долларов. В настоящее время фирма имеет еще $664 миллиона в активах.
Стоимостное инвестирование – это понятие, введенное в обиход Бенджамином Грэмом. Суть его сводится к отделению зерен от плевел. Талантливый инвестор должен искать в куче бумаг ту, у которой есть вполне ощутимые, материальные основания расти. В этом случае даже если сегодня компания недооценена на рынке, ее акции через какое-то время обязательно увеличатся в цене – ведь есть потенциал. Как писал в своей книге Грэм, «инвестор не должен обращать внимание на непостоянство г-на Рынка как на основной фактор, определяющий стоимость акций, которыми он, инвестор, владеет. Он должен, скорее, извлекать выгоду из капризов рынка, чем участвовать в них. Инвестору необходимо сосредоточится на реальной работе компаний, акциями которых он владеет, и получать дивиденды, чем концентрироваться на зачастую иррациональном поведении г-на Рынка».
Компания Kahn Brothers Group, Inc. Инвестирует в непопулярные ценные бумаги: они, с одной стороны, представляют небольшой риск удешевления акций, а с другой, имеют все шансы значительно вырасти в цене. Наиболее крупными вложениями компании Ирвинга сегодня является Citigroup – порядка $64 млн., а также фармацевтические гиганты: Merck ($59,8 млн) и Pfizer ($58,7 млн), и, наконец, медиакомпании New York Times ($54,6 млн) и BP ($33 млн).
До последнего дня Ирвинг Кан принимал не просто активное, а ключевое участие в жизни своей компании. Он постоянно просматривал Bloomberg и проводил анализ стоимости активов, которыми управлял его фонд. Помогал ему один из сыновей – Томас Кан, который сегодня встал у руля корпорации. В одном из интервью Томас отметил: «Мой отец продолжает развивать новые идеи для бизнеса и исследовать самые разные компании. Именно это – одно из безусловных преимуществ инвестирования. Ведь у вас нет никакого обязательного пенсионного возраста! Напротив, с годами вы становитесь только мудрее и опытнее, что в вопросе финансирования является безусловным плюсом».
Ирвинг Кан и его братья и сестры являются самым долгоживущим семейным «квартетом»: первая сестра Ирвинга — Хелен Рейкэрт — дожила до 109 лет, вторая сестра Ли – до 101 года, брат Питер Кин дожил до 103 лет, а сам Ирвинг – немного недожил до 110 лет. Секретом долголетия вся семья называла всего лишь один пункт – ВСЕГДА заниматься только любимым делом!
Олеся Ключникова
853 всего, 2 за сутки
Comments are closed