Великий уравнитель человечества

Великий уравнитель человечества

Великий уравнитель человечества

— Что привлекает белых людей в желтом металле: в пищу он не идет, одежду из него не сошьешь, даже на инструмент или оружие он не годится – слишком мягкий? — спросил однажды туземец испанского завоевателя Кортеса.

— Просто мы страдаем сердечным недугом, исцелить который может только золото, — ответил Кортес.

Власть золота – это эндемичное заболевание афроевразийского мира на протяжении всего существования оседлого человечества. Люди здесь многие тысячелетия стремились только к одному – к золоту. И именно золото стало самым толерантным металлом на земле. Будь ты католиком или протестантом, иудеем или мусульманином, ты все равно с нами – деньги не знают расовых и религиозных различий. Они используются всеми и каждого делают равным в вопросе потребления – просто покупателем, желанным покупателем. 

Как говорит нам история, ни охотники-собиратели, ни первые аграрные поселения не знали денег. Пока группы совместно существующих людей были довольно небольшими, прекрасно работали системы бартера: «я отлично делаю сосуды из глины, а ты выращиваешь отменный виноград – давай меняться?» и взаимных услуг: «я помогу тебе сегодня, а ты мне – завтра».

Однако по мере разрастания общества эти две системы перестали работать. Действительно, когда поселение стало превышать 150 человек, просто физически нельзя было всех запомнить. А помогать (давать сейчас в надежде получить что-то в будущем) незнакомцу было довольно опасно. Одним словом, сложную экономику на бартере также не построишь. Предположим, что у вас есть шикарный яблоневый сад на холме. При этом сильно износились сапоги. Вы спускаетесь в долину в надежде обменять плоды на новую обувь. Но сапожнику не нужны яблоки, ему нужно вино. Он мог бы, теоретически, взять фрукты, чтобы потом обменять их в лавочке винодела на напиток богов. Но сколько взять яблок, чтобы не продешевить? Одним словом, в экономике, основанной на бартере, каждому приходится постоянно заново сопоставлять относительную ценность десятков самых разных товаров. 

Простая математика: если на рынке продается 100 товаров, то в голове нужно держать минимум 4950 ценовых пар. Если 1000 товаров – то уже 499 500 пар! Вы сможете?

Между прочим, некоторые общества (империя инков, например) создавали единую обменную систему – все производители сдавали туда свои товары и могли взять что-то взамен. Но большинство обществ придумали куда более простой способ – они изобрели деньги!

Интерсубъективная реальность

Деньги – это уникальное изобретение! Между прочим, они придумывались неисчислимое количество раз, и всякий раз были интеллектуальным прорывом. Вдумайтесь, ведь деньги существуют только в коллективном воображении. Фактически, это просто вещь, которую люди договорились использовать для обмена на товары и услуги. Изобретя деньги, они смогли с легкостью подсчитывать стоимость других вещей и беспрепятственно осуществлять абсолютно любой обмен. 

В разное время мерой платы выступали различные товары: ракушки, скот, шкуры, соль, специи, зерно, бусы, ткани, долговые расписки. Интересно, что в течение четырех тысяч лет по всей Африке, Южной и Восточной Азии и Океании расплачивались раковинами моллюсков каури, а в британской Уганде они имели хождение вплоть до начала 20 века!

В тюрьмах и лагерях военнопленные использовали в качестве валюты сигареты — в них рассчитывалась (и рассчитывается по сей день) стоимость всех товаров и услуг. Во времена второй мировой войны, к примеру, в Освенциме 1 литр спиртного стоил 400 сигарет!

Если вы думаете, что сегодня монеты и банкноты – самая распространенная форма денег в мире, то глубоко ошибаетесь. Более 90% всех денежных средств существует в наше время лишь на компьютерных серверах в виде ноликов и единичек двоичной системы. Но мы все в них верим. 

Ценность денег

Деньги – не просто способ обмена. Они позволяют хранить и перемещать богатство. Согласитесь, большинство товаров имеют весьма ограниченный срок существования, а многие физически существующие вещи крайне трудно перевезти. Но только не деньги. Они волшебным образом превращают обременительное материальное имущество в компактное и мобильное! Дом и стадо овец трудно взять с собой при переезде, а деньги не требуют сегодня даже карточки. Достаточно лишь мобильного телефона с соответствующим приложением.

Ценность денег определяется только нашим коллективным воображением. У них не уникальный химический состав, не особая форма или цвет. Иными словами, валюта – это нематериальная реальность, а наша психологическая конструкция. С какой стати, спросите вы себя, красивая девушка будет готовить картошку фри, забирать чужих детей из садика и присматривать за престарелой бабушкой в обмен на несколько раскрашенных бумажек? Она, также как и другие, идет на этот обмен, доверяя тому, что создано коллективным воображением.

Деньги – это всеобщая и самая совершенная система взаимного доверия, известная за всю историю человечества!

Мы верим в деньги, потому что в них верят все остальные. Мы верим в рубль, потому что в нем взимаются налоги, его принимают продавцы, он используется церковью и государством. 

Именно потому, что деньги основаны только на всеобщем доверии, так высока зависимость финансовых рынков от политических, социальных и идеологических систем и событий. 

Чтобы деньги заслужили всеобщее доверие, сперва на их роль назначали что-то, имеющее несомненную ценность, например, ячмень. Шумеры именно им расплачивались за все товары и услуги. В случае чего его точно можно было съесть!

Однако ячмень трудно хранить и перевозить. Эти проблемы повлияли на новый прорыв – люди поверили в то, что собственной ценности не имело – в драгоценный металл. В середине 3 тысячелетия до нашей эры в Месопотамии появились первые такие деньги – серебряный сикель. Это была не монета, а мера веса в 8,33 г. С тех пор во всех письменных источниках мы встречаем меру веса в серебре. Обратите внимание, в Библии расчеты также производятся в весовом серебре, а не в монетах – к примеру, братья продали Иосифа за 20 сикелей, то есть за 166 граммов серебра.

Самое страшное преступление

Первые монеты появились только в 640 году до н.э. Их отчеканил царь Лидии Алиатт. На одной стороне монеты сообщалось, сколько она содержит серебра, а на другой – кто удостоверяет подлинность этой монеты.

Все современные монеты – потомки монет Лидии. Чеканные деньги перед мерой веса имеют два важнейших преимущества. Во-первых, нет необходимости их взвешивать – количество серебра или золота в граммах указано на каждом кругляшке. Во-вторых, и в самых важных, сам царь удостоверяет, что в этой монете есть только драгоценный металл – подвох исключен. В мире существовали самые разные формы и размеры монет, но надпись на них ВСЕГДА имела один единственный смысл – царь удостоверял своей личной подписью, собственным изображением номинальную стоимость. Он ручался, что в монете столько-то граммов золота или серебра. 

Люди принимают монеты в уплату за собственный труд до тех пор, пока верят в честность монарха. Именно поэтому посягательство на власть, привилегии и саму личность властителя в виде изготовления фальшивых денег во все времена судилась и судится строже, чем любые иные преступления. Напечатав фальшивую купюру, вы посягаете не на экономический баланс, а на саму веру в деньги!

Деньги позволяют двум абсолютно незнакомым друг другу людям прийти к согласию на счет цены 1 рубля, доллара или евро до тех пор, пока они верят силе и могуществу центрального банка или ФРС, как раньше верили могуществу императора, чей портрет украшал монету. 

Римский динарий

Римский динарий – по-своему уникальная монета. Её власть была настолько всеобъемлющей, что, отчеканенная в Римской империи, она в I веке н.э. охотно принималась к уплате на рынках Индии, хотя римских воинов не было и за тысячу километров от этого места. Индийцы так сильно привыкли к виду динария, что когда индийские князья стали чеканить собственные деньги, они полностью повторяли и форму, и императорский профиль с динария. Вскоре слово «динарий» стало нарицательным. Мусульманские халифы на арабский лад называли его «динаром». До сих пор тот самый динар, пришедший из католического Рима, остается государственной валютой Иордании, Ирака, Сербии, Македонии, Туниса и ряда других стран, где сегодня господствуют абсолютно разные религии.

Итак, потомки лидийских монет распространились со скоростью молнии по всему Средиземноморью и дошли до берегов Индийского океана. В это же время, независимо от Лидии, в Китае развивалась своя денежная система – бронзовые монеты и немаркированные серебряные и золотые слитки. Так как обе системы признавали ценность золота и серебра, два мира быстро нашли общие точки соприкосновения. Благодаря купцам всех вер и национальностей, золото и серебро как платежная система дошли до самых отдаленных уголков земли. В результате мы имеем то, что имеем – весь мир превратился в единую монетарную зону. 

Связанные одной цепью

Появление единой монетарной системы, которая не зависит ни от конфессий, ни от культур, ни от расы, цвета кожи или жизненного уклада привело к объединению сперва афроевразийской зоны, а затем и всей планеты в общую экономическую зону. Люди продолжали верить в свою религию, говорить на своем языке, повиноваться своим властителям и при этом без вопросов уверовали в силу и могущество золота и серебра.

Жизненный парадокс: если религия требует от нас поверить в нечто, то деньги требуют поверить в то, что другие верят в это нечто.

Сегодня очень популярны разговоры о том, что деньги – этот корень всех зол. Но если посмотреть под другим углом, можно заметить, что деньги – самая толерантная система на планете Земля. Ведь именно деньги – единственная система доверия, которая с легкостью перебрасывает мосты через любые религиозные разногласия, культурные коды и общественные уклады, и никогда не вызывает дискриминации по какому-либо принципу: ни расовому, ни половому, ни возрастному. 

Одним словом, именно деньги позволяют эффективно сотрудничать самым разным людям, которые друг друга абсолютно не знают и не имеют особых оснований к взаимному доверию.

Обратная сторона монеты

Как и любой предмет нашей жизни, деньги имеют свою темную сторону. И заключается она в нюансах. Деньги, действительно, создают систему доверия между разными незнакомыми людьми. Однако доверие это вкладывается не в людей, не в святыни, а в сами деньги. Мы верим не человеку, мы верим монете или банкноте. Закончатся деньги, закончится и наше доверие.

Человеческие сообщества со времен изобретения универсально конвертируемых валют всегда старались противопоставлять деньгам нематериальные ценности – верность, нравственность, семью, любовь. Об этом говорят: «ни за какие деньги не купишь». И во все времена деньги пытались ниспровергнуть эти безусловные нравственные посылы. Родители продавали в рабство одного из детей, чтобы прокормить остальных, глубоко верующие христиане воровали и угнетали, в надежде потом купить себе индульгенцию, честолюбивые рыцари продавали себя тому, кто из сюзеренов больше заплатит, и так далее, и так далее.

Сегодня мы верим, что рынок одержал окончательную победу: деньги повсюду, они стоят во главе всех современных крупных государств. Но вера эта во многом наивна. Вся история человечества – это беспощадная борьба честолюбивых завоевателей, религиозных фанатиков и расчетливых купцов. И кто выплывет на гребне волны удачи в следующее десятилетие – неизвестно.

Олеся Ключникова

 352 всего,  2 за сутки

Categories:

Tags:

Comments are closed

Свежие записи