По соображениям совести (Hacksaw Ridge)
США, Австралия 2016
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Эндрю Гарфилд, Сэм Уортингтон, Тереза Палмер и др.
Так вышло, что мы сегодня, не сговариваясь, выбрали фильмы о войне. Ну, что сказать… На мой взгляд, Мел Гибсон проделал гигантский путь от «Человека без лица» до «По соображениям совести». Это его пятый фильм, снятый после почти десятилетнего перерыва.
Фильм о войне. Но более пацифического кино я не припомню. В нем нет и намека на романтизацию этого ада. А я уверена, каждый, кто поэтизирует войну, соучаствует в создании нового пушечного мяса. Здесь же ни на секунду, ни на миг ты не перестаешь ощущать, что война – это смерть, грязь, боль.
Люди придумали столько изощренных способов уничтожения друг друга, что маленький человек, отказывающийся брать в руки оружие, кажется просто фриком. А если он еще проделывает это, придя добровольцем в армию, то не удивительно, что первая приходящая в голову мысль – да он псих.
А он не псих. Рядовой Дезмонт Досс не псих. Не всегда те люди, поступки которых не можешь понять, сумасшедшие. Адвентист седьмого дня, давший обет не прикасаться к оружию, записывается в армию добровольцем, потому что это не честно — отсиживаться в тылу, когда другие погибают. Что абсурднее можно вообразить?
Он не святой, не юродивый и не мессия. Он не принуждает никого быть таким же, как он, и верить в то, во что верит сам. Он не осуждает, не слышит голоса, не может сотворить чудо и даже не уверен, внемлет ли Господь ему. Герой просто любит людей такими, какие они есть, и готов пожертвовать собой, спасая каждого из них.
Конечно, ему никто не поверил. А вы бы поверили? Его гнобили, унижали, ставили диагнозы и пытались отдать под трибунал. Но тем семидесяти пяти солдатам, которых он вынес с поля боя, невероятно повезло, что его вера оказалась куда прочнее человеческого неверия.
Дезмонт Досс стал первым уклонистом, награжденным высшей военной наградой Соединенных Штатов — «Медалью почета». Он доказал: мужество не всегда брутально, отвагу может питать любовь, а то, что мы принимаем за утопические идеи, вполне жизнеспособно.
Возможно, кто-то скажет: а почему другие должны брать грех на душу и убивать за «чистенького» Досса? У меня нет ответа. Но, возможно, это не проблема Досса, что он такой, а наша проблема – что мы не такие. Ведь если каждый откажется стрелять в каждого, то мир станет местом куда приятнее, чем сейчас. Утопия? У меня есть только один ответ – Дезмонт Досс.
Эрика Штольц
606 всего, 2 за сутки
Comments are closed