Перепроизводство денег сильней перепроизводства нефти
Инвесторов на финансовом рынке одолевают страхи по поводу нефти. Страхи относительно перепроизводства нефти, относительно сланцевой нефти, относительно роста добычи нефти и роста буровых в США, относительно слабости ОПЕК+ и роста добычи в Ливии и Нигерии, относительно энергосбережения, недостаточного роста спроса на нефть в мире, и так далее и тому подобное. Все это как бы говорит, что ценам на нефть нужно достаточно сильно упасть.
И, возможно да, стоит признать, что почти все за то, что ценам на черное золото заказана дорога вниз. Но сильного падения может и не быть, и связано это с обстоятельствами, не имеющими отношения к самой нефти. Посмотрите на рынки сырья в целом. Они дружно падают с 2011 года, уже целую эпоху. Цены на нефть, хоть и не на 100%, но все же коррелируют с сырьевым рынком в целом. И глядя на рынки сырья в общем, у меня не складывается впечатления о его скором сильном провале. Напротив, появляется ощущение, что сырьевые рынки сейчас возле своего дна и в ближайшее время их ждет разворот цен вверх и рост в течении нескольких лет.
Рынок сырья с 2011 года практически никак не поучаствовал в празднике под названием «количественное смягчение» со стороны Центробанков мира. Рынок сырья, если смотреть в относительных параметрах, кратно упал и относительно рынка акций в странах Запада, и относительно долгового рынка.
Например, можно взять цены на никель и индекс DJIA: в 2008 году, до кризиса, никель был в 2 раза дороже, а теперь индекс Dow дороже никеля в два раза. То есть относительно акций американских компаний цены на никель упали в 4 раза. Цены на медь с 2011 года упали почти в 2 раза, а индекс S&P500 вырос почти в 2 раза. Стоимость фондового рынка обогнала сырьевые рынки кратно. У нефти перепроизводство, но ведь и почти вся мировая экономика страдает перепроизводством.
Чем, к примеру, государственный долг Японии лучше нефти? Почти 250% от ВВП и почти нулевая ставка по доходностям. У японского правительства явное «перепроизводство долга», но этот долг, в отличие от сырья, дорогой. А почему? А потому что в мире очень много денег, которые ищут, где бы им припарковаться. Баланс ФРС, ЕЦБ и Банка Японии совокупно уже составляет 14 трлн. долларов. Денег сейчас очень и очень много, так много, что им даже не хватает активов для выкупа. Из-за переизбытка денег в мире надулись огромные финансовые «пузыри». Это и рынки акций, и долговые рынки, и даже криптовалюты, которые вообще ничем и никак не обеспечены. «Пузыри» в нынешних условиях уже стали закономерностью. И все это из-за перепроизводства денег.
С сырьевыми рынками и рынком нефти это соотносится следующим образом. Перепроизводство нефти в определённой степени есть, но перепроизводство денег в наше время намного превышает перепроизводство сырья. Где деньги еще не надули пузырь? Только на сырьевом рынке. И рынок сырья в относительных величинах сейчас очень дешёвый, неприлично дешёвый. Поэтому я не склонен ждать очередного обвала нефтяных цен на фоне повсеместного «пузырения» финансовых рынков.
Федоров Михаил, ведущий аналитик «Абилити Капитал»
684 всего, 2 за сутки
Comments are closed