Пенсионная пирамида. А я ведь только жить начинаю: на пенсию перехожу!

Пенсионная пирамида. А я ведь только жить начинаю: на пенсию перехожу!

Пенсионная пирамида. А я ведь только жить начинаю: на пенсию перехожу!

Эту фразу знает, пожалуй, каждый советский человек. И не просто знает, он ее «чувствует». В течение почти столетия пенсия воспринималась нашими гражданами как время выхода из ужасной кабалы обязательной трудовой повинности под названием «работа» в свободную жизнь. Сегодня, конечно, отношение к «третьему» возрасту меняется. Мы стремимся жить здесь и сейчас, а не потом, на пенсии. И это не только сдвиг в мировосприятии, причина здесь еще и в мизерном соцобеспечении пожилых людей. 

Пенсия из «своего» кармана

Как известно, пенсия — это денежное обеспечение, которое получают граждане из общественных фондов потребления в старости, а также в случае потери трудоспособности по болезни. Однако мало кто знает, что слово это пришло в русский язык в 18 веке из польского, где оно дословно обозначало «жалованье, оклад». А в польский язык попало из латинского, где pensio имело значение «платеж». И не удивительно, что из латинского. Ведь первые пенсии появились еще во времена Гая Юлия Цезаря. Этот человек был не только талантливым полководцем, но еще и очень благодарным руководителем. Тем из своих легионеров, кто показывал в течение жизни особую доблесть и отвагу, он назначал пожизненное ежемесячное содержание до самой смерти. Причем деньги выплачивались из собственного кармана полководца. Но касалось это, естественно, только военных.

Я – тебе, ты — мне

Следующий всплеск пенсионных выплат приходится уже на 17 век. В 1673 году обязательное пенсионное обеспечение было введено во Франции для офицеров военно-морского флота. Чуть меньше, чем через сто лет после Великой французской революции 1790 года, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, «отпахавших» тридцать лет на благо отечества и достигших пятидесятилетнего возраста. 

Однако массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году в правление Бисмарка. Первая организованная государством система пенсий для людей, занятых в частном секторе, основывалась на обязательном социальном страховании за счет взносов работающего населения. Финансирование осуществлялось и за счет работодателей, и за счет работников. Не стоит, правда, думать, что немецкое правительство само придумало подобную социальную программу. Ничуть. Она лишь узаконила и поставила на государственные рельсы практику добровольных фондов взаимопомощи, которые многие десятилетия организовывались гильдиями и рабочими объединениями Германии. Интересным представляется тот факт, что право на пенсию имели только те, кто сам в течение своей трудовой деятельности делал взносы на пенсию. 

В поддержку бедных

Несколько иначе построили свою пенсионную систему Дания и Новая Зеландия. Их пенсионирование, введенное в 1891 и 1898 гг. соответственно, было ориентировано на целевую помощь бедным. Платить налоговые взносы на пенсию должны были все граждане, а вот получали ее только те, кто действительно нуждался. Им был гарантирован плоский уровень выплат.

Вслед за Данией и Германией большинство западноевропейских стран также сформировали собственные системы пенсионного страхования. Англосаксонские ориентировались на немецкую модель, тогда как страны Северной Европы вторили Дании и Новой Зеландии. 

А в чем, собственно, разница?

Принципиальная разница этих двух моделей заключалась в том, что они были ориентированы на удовлетворение различных потребностей социума. Если германская система была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после его выхода на пенсию, то датская стремилась ограничить бедность.

Двадцатый век уравнял и тех, и других. Обе системы приняли что-то друг от друга, слившись постепенно воедино. Так, в странах, где модель пенсионирования была построена на взносах, ввели гарантию минимальной пенсии. А в странах, которые ориентировали пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов бюджетов, был отменен контроль нуждаемости. 

Позади планеты всей

Америка, и Северная, и Южная, в этом вопросе изрядно отстала от просвещенной Европы. К примеру, в Канаде пенсионная система появилась только в 1927 году. При этом стоит отметить, что она, так же, как и датская модель, была основана на проверке нуждаемости, но при этом не предполагала никаких страховых взносов. 

В США первые пенсионные реформы прошли в период Великой Депрессии в 1920-1930-х гг. В 1934 году пенсионные системы, основанные на критерии нуждаемости, были внедрены уже в 28 штатах. А спустя год здесь была введена федеральная система пенсионного страхования. 

Россия – «щедрая» душа

А что же у нас, в России? Первые пенсионные выплаты опять-таки были назначены военным, причем не просто военным, а пожилым представителям Военно-морского флота. И сделано это было, естественно, при Петре I. Универсальное пенсионное обеспечение в Российской Империи как таковое отсутствовало. Фактически дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков». 

К 19 столетию государственные и ведомственные пенсии получали уже все отставные чиновники и военные, народные учителя, дети-сироты и вдовы умерших чиновников и военных, которые имели счастье состоять в специальных страховых обществах. Однако, чтобы получать подобное пособие в полном объеме, необходимо было отслужить государству 35 лет и более (то есть средний срок выхода на пенсию – не раньше 60 лет), чтобы иметь право на половину, требовалось 25 лет беспримерной службы. Стоит отметить, что у военных ситуация всегда была лучше, чем у чиновничьего аппарата: помимо обычных пенсионных выплат, они получали также отдельные средства на квартиру и питание. 

Размер пенсии сотрудников госаппарата напрямую зависел от разряда и колебался от 85 рублей (самый низкий, 9 разряд) до 1143 руб. 60 коп. в год (привилегированный 1 разряд) или от 7 до 100 рублей в месяц. Для сравнения – зарплата высококвалифицированного рабочего в начале 20 века была пару десятков рублей в месяц. 

Всеобщее пенсионное обеспечение, так же, как и всеобщее образование, появилось в нашей стране в 1930 году с принятием «Положения о пенсиях и пособиях по социальному страхованию». Возраст выхода на пенсию был установлен 55 годами для женщин и 60 годами для мужчин. Официально система пенсионного обеспечения была установлена в 1956 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях».

Мои года – мое богатство

Кстати, о возрасте. Изначально система пенсионного страхования вводилась в качестве механизма, который обеспечивал возможность существования в случае, если вдруг человек все-таки сможет дожить до возраста нетрудоспособности. К примеру, у нас, в России, средняя продолжительность жизни мужчин была около 60 лет. И именно этот возраст был отправной точкой для выплаты пенсии. 

Тот же порог был установлен и в США. Причем доподлинно известно, что там продолжительность жизни была куда выше: в 1900 году 66% мужчин в США в возрасте старше 60 лет работали. Результатом внедрения пенсионных выплат стала такая неутешительная статистика: в 1990 году работающих 60-летних мужчин было уже только 26%. 

Аналогичная ситуация наблюдалась в Нидерландах, Бельгии и Франции: коэффициент рабочей силы лиц в возрасте 60-64 лет в 1960 году был более 70%, а в середине 90-х гг. составил всего 20%. При этом пенсионный порог, установленный изначально 66 годами снизился до 62 лет. 

Как жили старики, когда пенсий не было

Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, что слишком ранняя пенсия, в общем в целом, пагубно сказывается на трудоспособности населения. 60 лет сегодня – это совершенно не старый человек. Он опытен, умен, у него еще достаточно сил, чтобы отдавать свои знания и умения и нормально работать. Кризис пенсионных систем, сложившийся на этапе индустриального развития, – это та проблема, что была порождена слишком «всеобщими» и слишком ранними пенсионными выплатами ну и демографическими проблемами, естественно. 

Еще 60 лет назад люди попросту не знали о возможности получать пенсию (система выплат была ориентирована только на военных и чиновников, но большинство людей в России, да и во всем мире, работали на заводах и в полях, а не в канцеляриях и охранках). Все, на что они могли рассчитывать, – на своих детей. А потому и богатство измерялось не количеством накопленного на старость золотишка, а числом выживших, выросших и полноценно работающих отпрысков. Это нашло отражение даже в речи. Про того, у кого было много сыновей и дочерей, неизменно говорили: «Он богатый человек». Именно дети помогали пожилым людям, именно они их содержали и не бросали в старости. Семья во всем мире долгое время считалась самой главной ценностью в жизни простых людей, поскольку это был стрежень всей жизни человека и опора в старости. Это, безусловно, был один из стимулов оставить как можно большее потомство после себя. Традиции никаким благоразумием не возьмешь. Отсюда и нормальная рождаемость, и возможность длительное время производить выплаты пенсионерам. 

Рассчитаем кризис

С появлением пенсионной системы человек стал в меньшей степени зависеть от своей семьи, он индивидуализировался, получил больше свободы. Рождаемость упала. И продолжает катастрофически падать до сих пор. Однако, если вы думаете, что сможете «заработать» себе на пенсию сами (речь о пенсионных отчислениях сейчас), то глубоко ошибаетесь. 

Вот простая математика. Сегодня мы отчисляем в среднем 22% от своей зарплаты в ПФР, в год это 264% или 2,6 средних заработных платы. Средний рабочий стаж в нашей стране 30 лет. Умножаем 2,6 на 30 и получаем, что вы накопите 78 средних зарплат к пенсионному возрасту. Для «достойного» уровня жизни вам потребуется ½ вашей прежней зарплаты (так искренне считает наше правительство). Средний возраст дожития в России 19 лет. То есть, чтобы прожить на пенсии 20 лет (округлим для легкости счета и потому что мы оптимисты), вам потребуется 240 полузарплат. Но вы заработали только 156!!! (78х2 = 156).

И это если не брать в расчет, что все ваши заработанные деньги прямо сейчас тратятся на уже существующих пенсионеров (ну и прочие ооочень важные дела) и, конечно, никак не инвестируются и не индексируются. Выплатить вам пенсию государство сможет только в том случае, если количество работающих граждан будет расти, а экономика — развиваться. Но это случится точно не в ближайшие 20 лет. Так как следом за эпохой baby boom 1945-1965 гг. последовала депрессия рождаемости населения нашей страны. Некоторые всплески были (1980-1985 гг.), но весьма небольшие. 

В настоящее время в России наблюдается естественная убыль населения. И чтобы каждый из нас к нетрудоспособному возрасту не остался у разбитого корыта, вероятно, следует что-то предпринять. Каким будет это решение: родить десяток малышей, инвестировать в ценные бумаги, скопить изрядный капитал под подушкой или проголосовать за увеличение пенсионного возраста, решать каждому из нас. 

Мое авторское мнение заключается в том, что уходить на пенсию надо тогда, когда ты действительно немощен и не способен обеспечить себя. А до того надо трудиться – нет, не работать, как раб, а именно трудиться – делиться знаниями и опытом, приносить пользу себе и, может быть, обществу. Между прочим, исследования доказывают, что работающие пенсионеры живут значительно дольше и значительно качественнее (вопрос здоровья), чем их неработающие коллеги. Не панацея от старости, конечно, но хоть деменции избежим ☺

Олеся Ключникова

 472 всего,  2 за сутки

Tags:

Comments are closed

Свежие записи