На всякого мудреца довольно простоты…

На всякого мудреца довольно простоты…

На всякого мудреца довольно простоты...

Лет пятнадцать назад известный в финансовом мире товарищ Джек Швагер решил поведать широкой публике о самых выдающихся трейдерах своего времени, о тех, кто смог успешно и в течение долгого времени стабильно зарабатывать на финансовых рынках. В результате получились две культовые книги, на которых выросло уже не одно поколение «очарованных рынком»: «Маги фондового рынка» и «Новые маги рынка».

Это, по-настоящему, занимательное чтение, истории взлетов и падений. Здесь вы не найдете готовых рецептов, графиков или формул. Но тексты пропитаны духом рынка, той эфемерной составляющей, которая один раз попав под кожу, не оставляет вас уже никогда.

Читать эти книги — это как читать о великих сражениях, тактике, сложных решениях и поражениях, после которых могут оправиться только сильнейшие. Одним словом, книги эти про любовь, ибо работать на рынке и не обожать его очень трудно. Это не то место, где «стерпится, слюбится».

Но это все лирическое отступление. Я уже не один раз писала об этих книгах, и , естественно. не я одна. На этот раз хотелось бы обратиться к «великим провалам». Ибо работа на рынке — это не только блестящие сделки, деньги, восхищение и слава. К сожалению (или к счастью), работа на рынке — это бесконечный психологический прессинг, который выматывает почище марафонской дистанции. При торговле убытки неизбежны. И если ты хочешь работать с деньгами и дальше, приходится учиться жить с результатами своих ошибок.

В трейдинге каждая ошибка имеет цену, и это не аллегория.

Трейдеры и управляющие — герои книг Швагера — много говорят о рынке, рассказывают о тактике и стратегии, о больших удачах и больших провалах, которые многих могли бы навсегда отвадить от этой игры. 

Многих, но не их. В чем их сила, откуда они черпают уверенность, почему не перестают верить в себя после оглушительных падений? Попробуем прочитать еще раз, с пристрастием.

И начнем мы с начала, а именно со Стюарта Уолтона — одного из самых успешных трейдеров 90-х годов прошлого столетия. За 8 лет работы на рынке он сумел показать среднегодовой прирост с учетом реинвестирования равный 115 %; максимальная годовая прибыль составляла 274 %, минимальная – 63 %.

Любопытная деталь: Стюарт Уолтон всегда работал один. Он столько раз ошибался, следуя чужим советам, что впоследствии, его единственный сотрудник — секретарь, и та работала через день.

В самом начале карьеры, принимая заявки клиентов на покупку акций, он решил и сам «подзаработать», вложившись в компанию, где трудилась его жена. Своих капиталов у него не было, и он занял деньги у отца — $10 000.

Вскоре после покупки акции выросли на 3 пункта, и Стюарт продал их с прибылью. «Если человек, только ступив на рынок, получает прибыль — ему конец». Через три недели он потерял не только заработанное, но и весь кредит отца.

Что произошло? Он стал слушать советы и прочие «глупости, которые принято болтать об акциях». Самое обидно, что те акции, на которых он заработал три пункта, за последующий год выросли в несколько раз.

Пять лет Стюарт Уолтон расплачивался с отцом. Но если вы думаете, что это «дно», то вы далеки от рынка. Переехав в Сан-Франциско, он оказался без работы. «Простой» затянулся на несколько месяцев, а затем ему «повезло», он все-таки устроился «клиентщиком». Но продавец из него оказался никудышный: за 8 месяце он не привлек ни одного клиента, не открыл ни одного счета и не совершил ни одной сделки.

А вот теперь – «дно». Заложив купленный в кредит дом (уже страшно), он стал шортить акции, которые, по его мнению, «слишком» выросли, и покупать акции, которые неоправданно низко, по его мнению, упали. «Короче говоря, открывал короткие позиции по хорошим компаниям и скупал плохие».

Результат не заставил себя ждать. Дом оценили в $75 т. и под эту сумму дали $50 т. Через три недели (прямо какой-то роковой срок) 75% денег не стало.

«Когда работаешь в брокерской конторе, создается ощущение, что стоит протянуть руку — и выигрыш в кармане. Вокруг полно акций, которые удваивают, утраивают цену. Волей-неволей начинаешь верить рассказам профессиональных брокеров, которые любую нелепицу умеют преподнести как конфетку». Столько лет прошло, а ничего не поменялось.

Думаю, каждый, кто торговал на рынке, переживал такой или подобный крах. Состояние, когда ты не можешь есть и спать, а только, тупо уставившись в монитор, ловишь малейший тик, не в силах принять решение. Выживаемость зависит от того, как скоро ты сможешь выйти из этого состояния, ну, и немного от везения. Стюарту повезло, он смог одной сделкой вернуть утраченное. Но именно тогда он понял очень четко, что спас его исключительно случай. Рынок припугнул его, а затем отпустил со словами: «Иди и больше не греши».

Потрясение оказалось настолько сильным, что у Стюарта было чувство, будто жизнь дала ему второй шанс. Падение в пропасть стало важнейшим жизненным опытом. Рынок не слушает ни чьих советов, ему плевать на мнение экспертов и обещания вашего брокера, ему все равно, заработаете вы или потеряете. Вы на этой битве один на один с абсолютно бесстрастным соперником. Никто из тех, кто дает вам советы, не будет отвечать своими деньгами за неудачные рекомендации.

Так что Стюарт Уолтон сделал из своих потерь, бесспорно, полезные выводы: принимай решения сам и умей пережидать «мутные» времена, не теряя денег.

Кто же следующий герой, и какая его история «провала»?

Дана Галанте — королева шортов. С 1994 по 1999 годы прибыль фонда под управлением Даны Галанте составила в среднем 15 % годовых. Некоторым может показаться не слишком впечатляюще, но эта дама только шортит, то есть зарабатывает на коротких позициях. Не будем вдаваться в рассуждения, зачем так «напрягаться» на бычьем рынке. Ответ на этот вопрос явно не односложный. Просто примем как факт, что и эта стратегия имеет право на жизнь, особенно если у управляющего это получается отлично. А Дана была действительно уникумом в коротких продажах. Но и в ее карьере случались досадные промахи, надолго выбивающие из колеи.

Она честно признает свои ошибки. Один из самых печальных трейдев был связан с акциями Sanchez Computer Associates. Эта компания занималась разработкой компьютерных программ для бэк-офисов и проведением банковских транзакций. Прогнозируя замедление деловой активности и падение годовой прибыли, Дана Галанте выбрала эти акции для шорта, назвав их «идеальным кандидатом». 

Но рынок есть рынок. Руководство компании выступило с неожиданным заявлением, объявив, что они начинают работать в сфере банковских интернет-систем. Надо отметить, что в те годы слово «интернет» обладало такой невероятной популярностью, что акция выросла за один день с $32 до $80.

С целью контроля над рисками Дана редко открывала позицию, по объему превышающую 2-3 % стоимости портфеля. В день «феерического» роста она впервые потеряла 1 % стоимости портфеля за одни торги. Вначале она пыталась что-то предпринять, пыталась закрыть позицию. Но, как сама она признает, только испортила себе нервы, купив 1 000 бумаг из необходимых 40 тысяч. Те, кто когда-либо наблюдал такой рост, знают, что купить хотят все. Это как помешательство. Поэтому найти предложение становится практически невозможно.

На следующий день акция упала на $15 и Дана начала закрывать позицию, возвращая объем позиции к исходным 2,5 % стоимости портфеля (в момент роста объем позиции составил 7 %).

К тому моменту, когда акция упала до $50, в ее портфеле осталось всего 5000 акций. Трудно правильно описать, что чувствует трейдер или управляющий в такие дни. Сама Дана рассказывает, что была на грани нервного срыва из-за ощущения полнейшей беспомощности. Рухнули очень многие ее представления о рынке, на которых и базировалась вся ее стратегия. Ведь даже интуитивно многие люди не любят шортить, правильно полагая, что убытки по шортам теоретически могут быть безграничны.

Галанте это особо не волновало. Она считала себя человеком дисциплинированным, что давало ей ложное ощущение контроля над рисками. Ведь, как выяснилось, «закрыться я всегда успею» — совсем не аксиома. Это именно тот случай, когда выживаемость на рынке зависит от того, насколько быстро ты сможешь выйти из ступора. Можно рассуждать о том, что нужно всегда иметь план, и тогда не надо будет ничего решать, а все, что потребуется от вас, — это действовать в соответствии с планом. Но, как видите, «человек предполагает, а рынок располагает». Иногда следовать плану просто невозможно.

Кроме этого, мы все-таки люди и, нравится нам это или нет, человеческие эмоции в ответ на внешние раздражители никуда не денутся. Сама Дана писала, что она была морально раздавлена и не могла пальцем пошевелить.

Вопрос только в том, как быстро вы сможете взять под контроль ваши панические ощущения. И, наверное, именно здесь пролегают основные отличия между теми, кто остается на рынке, и теми, кто уходит с рынка.

Дана Галанте закрыла убыточную позицию, принесшую столько волнений. Затем, понаблюдав некоторое время за ростом, открыла ее снова. «Потому что фундаментально у компании ничего не изменилось» — спокойно объяснила она. — Что это? Умение взять себя в руки и трезво посмотреть на ситуацию или упрямство? Сейчас уже трудно сказать, но на последовавшем за этим падении она заработала больше, чем потеряла в предыдущей сделке с этими акциями. 

Как не готовься к встрече с рынком, он всегда готов преподнести пару-тройку неожиданных «сюрпризов». Именно поэтому настоящий «рыночный торгаш» должен обладать психикой, находящейся в устойчивом равновесии. Иначе все пойдет вразнос.

А напоследок у нас звезда Salomon Brothers, основатель компании Rowayton Capital Management, «султан валют», как называл его Джек Швагер, — Билл Липшиц.

Человек, открывающий миллиардные позиции по валюте, зарабатывающий десятки миллионов долларов на одной сделке, совершенно прозаическим образом потерял свои деньги. История достаточна простая и поучительная.

Сразу после окончания университета Билл получил в наследство от бабушки $12 000. С этой суммы и начался его инвестиционный портфель. Работая в Salomon, он успешно торговал и на себя, увеличив за четыре года портфель с $12 000 до $250 000. Не плохо, правда?

23 сентября 1982 года индекс Доу-джонса, понизившейся в начале дня на 30 пунктов, закрылся +20. Это был знаменитый разворот Грэнвилла (необыкновенно популярный рыночный консультант того времени, дававший рекомендации продавать), и основание медвежьего рынка.

Билл Липшиц, настроенный крайне по-медвежьи, скупал пут-опционы, увеличивая свою позицию по мере движения рынка вниз. В тот понедельник он потерял практически все деньги, а к среде его счет стал равен нулю. Четыре года для того, чтобы увеличить первоначальную сумму почти в 20 раз, и три дня, что бы все потерять.

Рынок не прощает излишний самоуверенности даже гениям. Билл Лившиц так и продолжал радовать инвесторов удачными сделками, но он больше не торговал на свои деньги. Получая каждые две недели заплату, он просто вкладывал ее в самый консервативный инструмент денежного рынка — государственный облигации.

Да, как говорил один известный мафиози: «Главное правило успешной работы — никогда не нюхай свой кокаин».

Как видите, успех на рынке — понятие достаточно зыбкое. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Никого нельзя считать успешным на рынке, пока он не закончил торговать».

Кутняк Екатерина

 

 360 всего,  2 за сутки

Categories:

Tags:

Comments are closed

Свежие записи