Метод Понци, или как обмануть всех
Строители финансовых пирамид существуют не одно столетие. Основатель первой из них – Чарльз Понци, чьим именем торжественно и названо это изобретение. Забавно, но если бы хоть кто-то из пирамидостроителей озаботился простой математикой, он бы понял, что, чтобы уплатить 100% прибыли первой 1000 инвесторов, необходимо получить новые инвестиции от 2000 других вкладчиков. Следующий этап требует для 3000 инвесторов привлечения средств от 6000 новых инвесторов. Далее нужно увеличить количество инвесторов до 18 000, чтобы погасить требования первых 9000 вкладчиков. Так на десятом витке финансовой пирамиды вклады теоретически должны сделать 13 122 000 инвесторов. Но вся проблема в том, что после 15 витка число инвесторов станет больше всего населения земли! Поэтому схема Понци рано или поздно все равно обречена на провал. И написанное ниже только подтверждает это правило.
Пирамида Понци
Первая финансовая пирамида была построена итальянцем Чарльзом Понци в 1919 году в США. Как рассказывал сам Чарльз журналистам, идея создания собственной пирамиды пришла к нему после того, как он по почте получил от одного из испанских бизнесменов международный ответный купон. Суть обращения купона заключалась в следующем: соотношение обменных курсов валют таково, что можно было прибыльно перепродавать в США купоны, которые были до того куплены в странах Европы.
Чарльз создал «Компания по обмену ценных бумаг» («The Securities Exchange Company») или «SXC», куда пригласил нескольких инвесторов. Они должны были финансировать предложенную аферу, за что получали простой вексель. Но при этом Чарльз обещал им 100% прибыли, которая возникала от трансатлантической торговли чуть больше чем через 3 месяца. Ни одна аналогичная выплата эмитентов других ценных бумаг не могла такого гарантировать.
Чарльз Понци
На самом деле Понци, конечно, не скупал купоны, т.к. их можно было обменять только на почтовые марки. Он просто отдавать старым вкладчикам часть сумм, приносимых новыми Уже к июлю 1920 года векселя Понци приносили ему до 250 тысяч долларов ежедневно. Газета «Boston Post» регулярно публиковала щедро оплаченные одобрительные материалы о деятельности Понци.
Возможно, все и шло бы неплохо, если бы не журналисты «Post Magazine». Эти пронырливые носы подсчитали, что для покрытия инвестиций компании в обращении должны находиться 160 млн. купонов, в то время как их насчитывалось всего 27 тысяч.
Пирамида рухнула летом 1920 года вследствие иска одного из вкладчиков по имени Дэниелс, который потребовал 50 % прибыли от компании Понци. По законодательству того времени иск разрешал заморозить средства Понци, которые находились на счетах в банках. 26 июля Понци объявил о временной приостановке приёма вкладов в связи с проверками. Это было ошибкой, вкладчики побежали толпой забирать деньги. 10 августа 1920 года федеральными агентами была инициирована проверка. Она установила: SXC вообще не инвестировала ни копейки, а лишь платила проценты, используя поступления от новых инвесторов. В ходе судебных разбирательств часть денег была найдена. Но вкладчикам удалось вернуть только по 37 % от стоимости векселя. Понци получил по разным источникам от 3 до 5 лет тюремного заключения, у него было полностью конфисковано движимое и недвижимое имущество, а также на него был наложен штраф в $250 тыс.
Мейдофф
Бернард Мейдофф – обычный американский парень. В молодости он любил поплавать с друзьями, подрабатывал спасателем на пляже и даже монтажником оросительного оборудования. Он никогда не был злодеем!
Скопив около 5 тысяч долларов, он основал свою собственную компанию: Madoff Investment Securities. Через некоторое время в его деле уже числились на разных должностях брат Питер, оба сына и даже племянники. Фирма «Мейдофф» принимала участие в создании американской фондовой биржи NASDAQ, занимавшейся куплей-продажей ценных бумаг в интересах инвесторов. Она была одним из 25 крупнейших участников этой биржи, столпом Уолл-стрит и пионером электронной торговли. Именно Бернард Мейдофф, между прочим, первым компьютеризировал весь процесс в своей компании.
Madoff Investment Securities считался среди инвестиционных фондов США одним из самых прибыльных и надежных. Он приносил около 12-13% годовых своим инвесторам. В кулуарах ходили, конечно, сплетни, что успешность Мейдофф обеспечена доступом к инсайдерской информации: уж слишком много банков, хедж-фондов и благотворительных организаций были его клиентами. Однако пока все было хорошо, никого это особо не волновало. Да и не было истиной, как выяснилось позднее.
2008 год стал годом-катастрофой. Мало того, что мировой финансовый кризис сильно ударил по инвесторам, и они захотели вывести часть своих средств из Мейдофф, так еще и оба сына магната повели себя как последние трусы и заложили папашу с головой: получив от него «покаяние», они на блюдечке отнесли его властям.
Ну а если без лирики, то за 13 лет своей деятельности компания Madoff Investment Securities, как выяснило позже расследование, не совершила ни одной сделки на бирже. Ни одной! Все проценты предыдущим вкладчикам она выплачивала за счет средств вновь прибывших. Когда в декабре 2018 года инвесторы вывели 7 млрд. долларов, пирамида рухнула как карточный домик.
В процессе следствия Бернард дал признательные показания по 11 пунктам обвинения и милосердно получил 150 лет лишения свободы. Один из сыновей Бернарда, пока шло следствие, покончил жизнь самоубийством. Так же как, по крайней мере еще один из вкладчиков, понесших убытки.
Во время своей речи Мейдофф сказал, что и сам теперь уже не знает, как это получилось. Поначалу все казалось игрой, а потом снежный ком так разросся, что уже не было никакой возможности остановить его.
Факты. Пирамида Медофф – крупнейшая в истории. В результате ее крушения пострадало около 3 миллионов человек и несколько сотен финансовых организаций США, Франции, Испании, Нидерландов, Италии и Швейцарии. Вот самые крупные потери:
- Хедж-фонд «Fairfield Sentry Ltd» — 7,3 миллиарда долларов.
- «Kingate Global Fund Ltd» — 2,8 миллиарда долларов.
- «Tremont Holdings Inc’s Rye Investment Management» — около 3 миллиардов долларов.
- Банковская группа «Banco Santander» (Испания) — 3,1 миллиард долларов.
- Банк HSBC — 1 миллиард долларов.
- «Royal Bank of Scotland» — 600 миллионов долларов.
- Банк «BNP Paribas» (Франция) — 460 миллионов долларов.
- Бостонский благотворительный фонд «Robert I. Lappin Charitable Foundation» — полное банкротство.
- Банк Южной Кореи — 63 миллиона долларов.
МММ
Еще один неплохой парень, который разрушил мир – Сергей Мавроди (и Ко).
Родом из семьи монтажника и экономиста, он взял все лучшее от родителей: отлично умел считать в свою пользу и чудесно «монтировать» высотные финансовые объекты – пирамиды.
Надо сказать, что судьба с самого начала навела его на мысль, что жить надо «смелее, веселее, изобретательнее», наградив при рождении двойным пороком сердца. Врачи прочили ему смерть в колыбели, но Сергей обманул их ожидания.
В 1989 году он организовал Акционерное общество МММ. Как говорилось в официальных источниках, название – это аббревиатура из первых букв фамилий трех основателей дела: Сергея Мавроди, Вячеслава Мавроди и Ольги Мельниковой. В течение пяти лет компания осуществляла только финансовую и торговую деятельность: перепродавала ввозимые в страну компьютеры и прочую оргтехнику.
И только 1994 год официально считается годом создания финансовой пирамиды, в которой участвовало почти 15 миллионов вкладчиков. МММ выпустило в свет 991 тысячу акций по цене 1 тысяча рублей за штуку, и с февраля они поступили в продажу. Тогда же фирма ввела двусторонние котировки с маржой на покупку и продажу. Это привело к быстрому распространению, так как акции торговались по принципу: «сегодня всегда дороже, чем вчера».
Через несколько месяцев руководство компании попыталось зарегистрировать второй проспект эмиссии ценных бумаг уже на миллиард акций. Однако Минфин РФ разрешения не выдал. И тогда у Мавроди родилась гениальная в своей простоте идея: он отпечатал и выпустил в свет «билеты МММ», которые не являлись ценными бумагами, но формально равнялись одной сотой цены акции. Внешне они напоминали советский червонец с Сергеем вместо Ленина по центру.
Сделки купли-продажи Мавроди заменил сделками дарения. То есть билет МММ не приобретался, а выдавался в качестве сувенира за добровольное пожертвование. При обратной ситуации деньги жертвовал вкладчику сам Сергей.
С февраля по август 1994 года цены билетов выросли в 127 раз, а число вкладчиков достигло 15 млн. человек. По воспоминаниям бывшего вице-премьера Александра Шохина, на заседаниях правительства Черномырдин «матерился на силовиков, требуя хоть что-то сделать, пока всё не лопнуло».
Выплаты денег продолжались до 27 июля, после чего Сергей Мавроди своим указом от 29 июля объявил о снижении стоимости акций в 127 раз, до тысячи рублей. При этом было заявлено, что цены будут расти теперь вдвое быстрее, увеличиваясь вчетверо каждый месяц. 4 августа 1994 года Мавроди был арестован за неуплату налогов. Его офис закрыли, произвели обыск и нашли несколько мешков с деньгами, а точнее — 4 миллиарда рублей или 690,6 тысяч долларов по курсу августа 1994 года. Вот и вся история. Дальше – толпы обманутых вкладчиков и заявления главы МММ о том, что все «украло» государство. 50 человек покончили жизнь самоубийством. Вернуть деньги не смог никто – помешали юридические тонкости.
Не в пример Америке нашего пирамидостроителя не посадили за решетку. Напротив, он стал депутатом государственной думы! И даже делал попытки баллотироваться на пост президента. После первой пирамиды последовали вторая и третья, а также аналогичные проекты в интернете. Мавроди планирует выставить свою кандидатуру на пост президента России в 2018 году. Что ж, думается, у него есть шанс.
L&G K.K.
5 февраля 2009 года мир потрясло неожиданное известие из Японии. Глава японской инвестиционной компании L&G был в этот день арестован по подозрению в создании финансовой пирамиды, вкладчики которой, по предварительным оценкам, потеряли от 1,4 до 2,2 миллиарда долларов.
Арестованным оказался 75-летний Казутсуги Нами (Kazutsugi Nami), который возглавлял на тот момент совет директоров токийской компании L&G K.K., и объявившей себя банкротом. Эта компания, по данным газеты The Japan Times, обещала каждые три месяца выплачивать вкладчикам по 9 процентов дивидендов на каждый вложенный миллион иен, иными словами – около 40 % годовых! L&G K.K. также выпустила собственные электронные деньги, называвшиеся Enten, которые вкладчики получали в обмен на размещенные на ее счетах средства.
Kazutsugi Nami
По данным агентства Jiji Press, 37 тысяч инвесторов вложили в L&G K.K. около 126 миллиардов иен (1,4 миллиарда долларов США). Газета The Japan Times, основываясь на данных агентства Kyodo News, оценила привлеченные L&G K.K. средства более, чем в 200 миллиардов иен (2,24 миллиарда долларов США).
L&G K.K. стала 3-й по величине финансовой пирамидой в мире и первой в истории Японии. До этого времени самым масштабным мошенничеством в стране восходящего солнца считалось дело компании Toyota Shoji, работавшей в 1980-х годах. Она привлекала средства пожилых японцев, обещая им инвестиции в золото.
По итогам расследования, в 2010 году, Казутсуги Нами был приговорен к 18 годам лишения свободы.
Stanford Financial Group
17 февраля 2009 года, сразу после начала финансового кризиса разрушилась (не без помощи журналистов и государственных правоохранительных органов) еще одна (кроме Мейдофф) крупнейшая в американской истории пирамида — Stanford Financial Group.
58-летний Аллен Стэнфорд, знаменитый финансист и филантроп, спонсор профессионального спорта, являлся руководителем брокерско-дилерской консалтинговой компании Stanford Group Company, расположенной в офшорных зонах Антигуа и Барбуда. Кроме того, он контролировал банк Stanford International Bank, клиентами которого являлись более 30 тысяч человек. Активы под управлением финансовой организации были оценены в 50 миллиардов долларов. Стэнфорду принадлежала также управляющая компания Stanford Capital Management. Все три организации входили в SFG.
Allen Stanford
К услугам SFG прибегали частные и институциональные инвесторы и компании из 136 стран мира. В январе 2009 года финансовый аналитик Алекс Далмади (Alex Dalmady) опубликовал в экономическом журнале Венесуэлы «VenEconomia» статью под броским названием «Утка» (El Pato), в которой попытался «вычислить» финансовую организацию, подобную той, которой управлял Бернард Мейдофф, только что разоблаченный властями.
Алекс Далмади выбирал свою компанию по трем пунктам: она предлагала клиентам высокие проценты, управлялась небольшой группой человек и обладала настолько хорошей репутацией, что ни один регулятор не стал бы ее проверять. И вот, по несчастливой для Стэнфорда случайности, Далмади остановил свой выбор на банке Stanford International Bank.
Процентная ставка по депозитам в банке Стэнфорда превосходила на 3 процентных пункта максимальную ставку в американских банках и составляла 7,5 процента годовых. Управлялась организация самим миллиардером, его однокурсником Джеймсом Дэйвисом (James Davis), отцом Стэнфорда и его соседом, чей опыт в бизнесе был ограничен производством и торговлей мясом, а также продажей подержанных автомобилей.
Статья Алекса не осталась незамеченной. Спустя месяц после публикации деятельностью SFG практически одновременно заинтересовались сразу несколько американских ведомств: Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), Федеральное бюро расследований (ФБР), Комиссия по финансовому регулированию Флориды (FOFR) и Комиссия по регулированию финансовых рынков (FIRA).
С начала проверки все счета банка оказались замороженными. Началась паника среди вкладчиков, которые хотели, но не могли получить назад свои деньги. Собственно, даже если бы правительство дало такое разрешение, финансовых средств на счетах попросту не оказалось бы в нужном объеме.
По данным SEC, Стэнфорд организовал крупнейшую мошенническую инвестиционную схему, в результате которой клиенты SFG потеряли около восьми миллиардов долларов. Большинство деталей обвинения SEC не раскрывает, однако известно, что комиссия обвинила Стэнфорда и его помощников в том, что они продавали клиентам депозитарные сертификаты и другие инвестиционные инструменты, обещая высокую доходность по ним. При этом депозитарные сертификаты не имели необходимой страховки американского Федерального бюро по страхованию депозитов.
Stanford Financial Group успешно существовала на американском рынке более 40 лет. Возможно, не тронь ее в свое время перо ненасытного журналиста, она сумела бы пройти кризис 2008 года без особых потерь. И уж тем более сэр Ричард Стэндфорд, возможно, весьма неплохой человек, не был бы приговорен к 110 годам тюрьмы.
Олеся Ключникова
695 всего, 2 за сутки
No responses yet