Думали расцвет и гламур, оказалось начало конца

Думали расцвет и гламур, оказалось начало конца

Думали расцвет и гламур, оказалось начало конца

Экономика влияет на абсолютно все аспекты жизни. Большинство людей на себе чувствуют, какую именно стадию экономического цикла они переживают. Но за огромным потоком финансовой информации порой невозможно разглядеть самое важное. Стоит отвлечься от анализа серьезных экономических статей и просто посмотреть вокруг. Коррелировать могут достаточно необычные вещи. Мы рассмотрели пять культурных индикаторов, по которым даже неэкономист может определить приближение кризиса.

В книге «Маги рынка» Джек Д. Швагер описал семинар, в котором участвовал один из феноменальных трейдеров фьючерсами Эд Сейкота. В начале своей презентации Эд попросил добровольца из публики указать на различных графиках периоды времени, совпадающие с датами на обложках финансовых журналов, которые он принес. Он начал с ранних 1980-х годов. На обложке было написано «Повысятся ли процентные ставки до 20%?». Естественно, дата на обложке журнала почти точно совпала с пиком доходности на рынке облигаций. Затем он вытащил обложку со зловещей фотографией фермерских полей под палящим солнцем. Дата публикации совпала с пиком цены на рынке зерновых во время засухи 1988 года. После этого он показал обложку, на которой было написано «Как высоко могут уйти цены на нефть?». Статья была написана во время вторжения Ирака в Кувейт, и цены на нефть взлетели до небес. Это был пик на рынке нефти. «Теперь вы понимаете, как получать из новостей и финансовых журналов всю важную информацию об изменении рыночных трендов. Просто читайте заголовки на обложке и не обращайте внимания на статьи внутри», — сказал Эд.

Возможно, это трейдерская байка или Эд Сейкота шутил. Но, по сути, в мире, где все взаимосвязано, гораздо больше вещей вокруг нас, помимо общепринятых индикаторов, могут сигнализировать о тех или иных изменениях в экономике. Иногда сигналы, получаемые нами из повседневной жизни, оказывают гораздо большее влияние на наши торговые решения, чем все скользящие средние и кривые доходности. Мы ни в коей мере не призываем отказаться от фундаментального или технического анализа. Просто иногда полезно посмотреть на информацию совсем под другим углом.

Индикатор 1. Меняются нормы красоты

Социологи давно подозревали, что общепринятые стандарты красоты находятся в прямой зависимости от наполнения нашего кошелька. По их мнению, в тяжелые времена мы стремимся к гарантии безопасности, а в более благоприятные периоды – к развлечениям. Американские исследователи установили связь между внешностью моделей журнала Playboy и состоянием экономики США. За период с 1960 по 2000 годы мужчины предпочитали женщин более крепкого телосложения во времена экономических кризисов и женственных моделей, когда экономика стабилизировалась. В «тяжелые времена» модели были немного старше, выше и тяжелее. Для этого времени также был характерен больший объем бедер и маленькие глаза – атрибут «сильного лица». В качестве примера исследователи привели Анну Николь Смит – самую полную из девушек журнала Playboy. Она стала девушкой года в 1993 году, который считался социологами и экономистами одним из самых неудачных в истории США. Наиболее молодыми и изящными были модели начала 1963 и 1964 года. Тогда в экономике США наблюдался значительный подъем.

Т. Ф. Петтиджон второй, Абрахам Тессер, М. Е. Йеркс и Б. Юнгберг изучали женщин-кинозвезд, моделей журнала Playboy и победительниц конкурса на звание «Мисс Америка» с тем, чтобы определить степень корреляции между существующими в обществе идеалами красоты и экономическими циклами. Материал их исследования можно разделить на две части, каждая из которых фокусируется на отдельных частях тела: кино уделяло больше внимания лицу, а журналы – телу.

Научная ценность конкурса «Мисс Америка» оказалась малосущественной. Лишь вес участниц в виде индекса массы тела использовался в качестве индикатора меняющихся вместе с экономическими циклами вкусов. Согласно специфическим критериям, лица Мисс Америк существенно не менялись за все исследуемые годы. А вот лица моделей Playboy менялись, однако достаточно хаотично, так что никакой корреляции с экономическими циклами выявить не удалось.

С лицами актрис все было гораздо интереснее. Первый труд Петтиджона и Тессера «Исследование популярности в контексте окружения: оценка физиогномических особенностей американских киноактрис» («An Investigation of Popularity in Environmental Context: Facial Feature Assessment of American Movie Actresses») рассматривает кинозвезд как отражение наших представлений о красоте. Исследователи уделили особое внимание крупным планам. В работе приводятся подробности измерений подбородка, щек, рта и глаз; все это носит название «лицевых метрических измерений».

Стандарты использовались как для описания взрослых лиц, так и лиц детского типа. Детский тип отличается высоким лбом, большими и широко расставленными глазами, широкими скулами, маленьким подбородком и большими губами. Взрослые лица имеют низкий и широкий лоб, маленькие глубоко посаженные глаза, узкие скулы, тонкие губы и массивный подбородок. Согласно выводу ученых, публика предпочитает детские лица, когда экономика чувствует себя неплохо, а при рецессиях – взрослые.

Надо отметить, что при отборе кандидаток, авторы отошли от традиционного критерия определения популярности кинозвезды – призов Академии. Ведь Оскары присуждают помимо всего прочего еще и за талант, а не только за красивые глаза.

Исследователи пришли к выводу, что наиболее сильным изменениям подвержены глаза и подбородок. В «тяжелые времена» мы отдаем преимущество маленьким глазам, а не по-детски широко распахнутым.

Форма подбородка также меняется вместе с экономикой: он становится массивнее и сильнее по мере ухудшения экономического положения. Kогда же дела идут на лад, подбородок уменьшается и заостряется.

Но Петтиджон и Тессер на этом не закончили свои исследования. Авторы решили обратиться к журналу Playboy. Их интересовало мнение, принимающих участие в голосовании на конкурсе модель года. Однако вскоре ученые выяснили, что в данном случае научная работа ограничится в основном женским телом. Лицо оказалось «вне игры». Переменные величины включали в себя измерение лицевых костей (никаких результатов), возраст, рост, вес и соотношение талия/бюст. Лишь четыре последние переменные внесли существенный вклад в научную работу.

После того как исследователи распределили данные по годам, вырисовалась удивительная картина зависимости характеристик лица и тела от экономических циклов.

Пропорции лица (за исключением глаз) не варьировались в зависимости от экономической ситуации. Глаза росли вместе с экономикой, а изменение губ, скул и подбородков были хаотичны. Возраст, рост и вес сыграли свою роль в исследовании, но самым сильным экономическим индикатором оказались изгибы тела. Все четыре параметра параллельно изменялись для каждого экономического сценария: изысканная фея для «времени тучных коров» и крепкая женщина для проблемного времени. Во время экономического роста мужчины голосуют за моделей с более изящной фигурой и большим соотношением бюст/талия. А когда дела в экономике плохо – голоса отдают более взрослым, высоким и более полным женщинам, с не таким контрастным соотношением бюст/талия.

Таким образом, стандарты женской красоты меняются вслед за экономикой и фондовым рынком. Одни социологические исследования указывают на корреляцию с фондовым рынком, другие – с экономическими циклами. Вместе с экономикой меняются лица киноактрис и вес Мисс Америки. Но лучший индикатор модели журнала Playboy. С их внешним видом неплохо коррелирует индекс акций малой капитализации Russell 2000 и коэффициент подъема-падения Нью-Йорской фондовой биржи NYSE.

Как бы вы не относились к этому исследованию, посматривайте на обложку Playboy время от времени. Как только журнальные красотки начнут прибавлять в весе и терять в объеме груди, стоит насторожиться. В чем бы ни была причина, но корреляция есть и достаточно долгосрочная.

Индикатор 2. Реклама становится более агрессивной

Реклама становится агрессивнее с началом экономического спада. Объясняя это тем, что к концу цикла экономического роста заинтересовать потребителя все сложнее и сложнее из-за растущей конкуренции. Производители вынуждены прибегать ко все более и более агрессивной рекламе, чтобы быть уверенными, что потребитель не пройдет мимо.

Индикатор 3. Растет количество судебных дел по защите патентов

Обычно это происходит за полгода до начала спада и служит опережающим индикатором падения фондового рынка. Национальное бюро экономических исследований США – некоммерческая организация, определяющая даты смен экономических циклов, — даже обрабатывает информацию о заявках по регистрации новых патентов и патентных тяжб.

Индикатор 4. Повышаются корпоративные расходы

Рост корпоративных расходов обычно происходит в преддверии рецессии и спада. Компании тратят больше обычного на защиту патентов, рекламу и выплачивают огромные бонусы сотрудникам. Объемы средств, выделяемых на представительские расходы и развлечения, растут параллельно ужесточению конкурентной борьбы за клиентов. Изменения в политике корпоративных затрат вызывают эффект наркотической зависимости.

На пиках бизнес-циклов компании перебарщивают с излишками корпоративного стиля в угаре борьбы за клиентов и высококвалифицированных сотрудников. Не только простых граждан захлестывает волна эмоциональных и финансовых излишеств, но и компаниям приходится вести друг с другом конкурентную войну за клиентов и новых сотрудников. Война достигает наибольшей интенсивности на пиках бизнес-циклов – все бегут из последних сил, стараясь как минимум сохранить занимаемые позиции. Чем выше корзины, наполненные подношениями сотрудникам, тем более вероятны проблемы финансовой системы и фондовой биржи спустя примерно год. Дорогое шампанское и икра – надежные индикаторы предстоящих в следующем году сокращений, что, безусловно, найдет свое отражение в графиках фондовых индексов.

Если с балкона шикарного отеля, где проходит корпоратив вашей компании, открывается чудесный вид на тропический пляж, постарайтесь насладиться видом сполна. Вполне вероятно, что в следующем году вам придется обойтись вообще без корпоратива.

Сюда же можно отнести и такие вещи, как полеты топ-менеджеров на частных самолетах инвестирование частными компаниями средств в произведения искусства и художественные коллекции. Безусловно, порой частная авиация очень помогает бизнесу и может посодействовать росту корпоративной прибыли. Но когда целая воздушная флотилия оказывается на балансе компании, а менеджеры начинают использовать частную авиацию неоправданно часто, это должно настораживать. Тоже и с художественными коллекциями. Это очень круто, когда подлинники украшают центральный офис банка или корпорации. Но какое это имеет отношение к бизнесу?

Индикатор 5. Усиливается борьба за сотрудников

С острым дефицитом сотрудников компании сталкиваются на пике экономического роста. Компании не в состоянии повышать зарплаты до бесконечности и начинают делать акцент на привлечение новых сотрудников с помощью различных трюков, призванных сделать работу в компании более привлекательной. Это может быть как изменение корпоративного стиля в одежде: хотите работать в джинсах, кедах и рванной майке, — не вопрос. В офисах появляются щиты для баскетбола и столы для пинг-понга.

Когда менеджер начинает разгуливать по офису в шортах и сандалиях, а на стену офиса крепят баскетбольный щит, мы находимся вблизи от вершины инвестиционного и экономического циклов.

Наряду с недорогими изменениями корпоративного стиля, на пике бизнес-цикла многие компании предлагают сотрудникам корпоративную медицинскую страховку. Это уже серьезные расходы, поскольку убрать их не так просто, как баскетбольный щит. Сюда же можно отнести и обучение за счет компании. Повышение квалификации сотрудников имеет смысл, когда эти расходы невелики. Если секретарю оплачивают курс МВА, скорее всего, мы на пике экономического роста.

Все приведенные примеры культурных индикаторов, конечно, весьма спорны. Но они призваны еще раз напомнить, что последствия всего происходящего в экономике не только в корпоративных отчетах, заумных статьях в финансовых журналах, аудиторских заключениях и исследованиях экономистов. Эти последствия вокруг нас. Они оказывают непосредственное влияние на то, что мы едим, носим, смотрим, как отдыхаем, на чем ездим. Чтобы понять некоторые вещи, иногда достаточно просто посмотреть вокруг.

Источник: http://cfocafe.co/kulturnye-indikatory-ekonomiki/

 372 всего,  2 за сутки

Tags:

Comments are closed

Свежие записи