Без переосмысления теории экономики «кризис» неизлечим

Без переосмысления теории экономики «кризис» неизлечим

Без переосмысления теории экономики «кризис» неизлечим

С 2008 года, когда начался текущий финансовый кризис в мире, прошло уже 9 лет. Обвал рынков в 2008 году, долговой кризис в Европе, включение «печатных станков» по всему миру и многое другое — это все, по сути, один и тот же кризис. 

9 лет мир борется с кризисом, но пока конца и края ему не видно. Да, сейчас нет острой фазы, и мировая экономика даже растет. Однако кризис, меняя свои фазы, и не думает заканчиваться. Девять лет — это уже целая эпоха, сравнимая с периодом Великой Депрессии, начавшейся в 1929 году.

Возникает закономерный вопрос: когда же кризис всё-таки закончиться? Ведь он не может быть вечным. Но ответа пока нет. Власти развитых стран (и не только они) пытаются бороться, прописав главное лекарство в виде накачки экономики ликвидностью и наращивания долга, но это лишь убирает симптомы, не устраняя саму болезнь. И, видимо, работающие печатные станки по всему миру вместе с запредельным ростом кредитования не способны вылечить кризис.

Да, сейчас в мире нет острой фазы. Экономика Китая растет за счет сильного роста внутреннего кредитования и, соответственно, долга. Экономика США после выключения печатного станка ФРС пока стоит на ногах, опять же за счет роста долгов и за счет роста нефтяной отрасли, которая забирает у других стран долю в нефтяных доходах. Экономика Европы пока также медленно растет за счет увеличения долга и благодаря работе «печатного станка» ЕЦБ. Экономика Японии,  аналогично другим развитым странам, копит долги, и Банк Японии печатает деньги. То есть в данный момент в мире ни один рост экономик нельзя назвать нормальным и естественным. А все потому, что еще никто просто не придумал того, как именно лечить «кризис», а не только устранять симптомы.

Попробуем обратиться к истории, например к кризису 1929 года. Тогда кризис удалось вылечить не только за счет применения прикладных инструментов регулирования или профессионализма и грамотных действий властей. В первую очередь, кризис удалось победить за счет изменения самого капитализма. Если быть точнее, то кризис тогда вылечило «Кейнсианство» — новое на тот момент течение в экономической теории. 

«Кейнсианство», порожденное Джоном Кейнсом, поменяло саму основу в подходах управления  экономикой. До 1929 года в странах Запада фактически не было социального обеспечения, не было пенсий, не было нынешнего государственного регулирования экономики. Джон Кейнс доказал необходимость государственного вмешательства в экономику. До этого, экономика базировалась на идеях Адама Смита о свободном рынке и его саморегулировании. Кризис тогда был побежден, по сути, сменой «философии» в экономике, а не просто прикладными действиями. Все успешные прикладные действия, были следствием фундаментальных теоритических изменений во взглядах.

А что сейчас? А сейчас ничего нового, что бы было как-то приближено по значимости к «кейнсианству», просто нет.  Нобелевские премии по экономике выдают, но новой «философии», новых рецептов для экономики в них нет, и гения Джона Кейнса пока также не видно. Все попытки вылечить кризис базируются на старых теоритических основах экономики. 

Суть сегодняшних проблем в экономике, если попытаться объяснить доступным обывателю языком, кроется в следующем.  Если вчера 100 человек производили 100 единиц товара и потребляли 100 единиц товара за 100 долларов, то с ростом производительности труда тот же самый объем товаров может производить уже 90 человек, получая больший доход. Но при этом, если лишние 10 человек не получат доход, то они не будут потреблять товар. Поэтому производители, даже имея возможность производить товар, найдут спрос только на 90 единиц товара.  Это приводит к несоответствию совокупного спроса и совокупного предложения, где спрос будет отставать от возможностей производить. Однако за счет кредита совокупный спрос и совокупное предложение выравниваются. 90 человек получают прибыль в виде 10 долларов и могут их копить. Эти накопления выдаются в кредит, то есть в долг, и тем возвращаются в оборот, за счет чего спрос поддерживается на прежнем уровне 100 единиц товара. Но при этом, копится и совокупный долг.  Чем больше растет производительность труда, чем больше прибыли, тем больше экономика зависит от кредита и тем больше растет долг.  Получается замкнутый круг, в котором долг будет расти до бесконечности. Но бесконечности в вопросе долга не бывает, ведь и  он имеет свои пределы. Но и не давать в долг нельзя, так как упадет совокупный спрос.  И поэтому ситуация становиться патовой. В мире растут долги, растет производительность труда и растет разрыв между теми, кто копит деньги, и теми, кто живет в долг. Причем ситуация в реалии больше похоже не на ту, где 90 человек дают в долг 10-ти, а наоборот — 10 копят и дают в долг остальным. А экономика либо падает, либо копит долги.

Мир столкнулся с проблемой накопления и проблемой долга. Проблемой перераспределения доходов и ростом производительности труда. И как разрешить эту патовую ситуацию, пока еще никто не придумал. А в рамках старых теорий экономисты нашли простой ответ: больше кредита и больше долгов. Но это — логическая утопия, поскольку долг не может расти бесконечно.

Возможно, кто-то в данный момент и размышляет в правильном русле о том, как решить эту проблему. Например, Бил Гейтс, заглядывая в будущее, предлагает обложить промышленных роботов налогом. Ведь если через 30 лет все будут производить роботы, которыми будет владеть 1% людей, то тогда произведенные товары просто некому будет продавать, ведь 99% людей, проигравших конкуренцию роботам и не имеющие капитал, не будут иметь доходов, а без доходов им и кредит никто не даст. Но слова основателя Microsoft — это локальная мысль, так же как и эта статья, это еще не новая теория. Да многие видят, что проблема есть, многие даже что-то  предлагают, но пока все это носит только частный характер.

Поэтому текущее состояние «кризиса капитализма», сменяя фазы, будет длиться еще очень долго, поскольку никто пока не придумал лекарство. Кризис, конечно, когда-то закончится, но закончиться он только при появлении новых социально-экономических теорий и моделей. Вероятно, капитализму в будущем придется сделать еще один шаг к социализму.

Федоров Михаил, ведущий аналитик «Абилити Капитал»

 374 всего,  2 за сутки

Tags:

Comments are closed

Свежие записи